21 августа в Кавасаки ушёл из жизни Ёсиюки Фкуда (Yoshiyuki Fukuda) — режиссёр, драматург, сценарист, писатель и журналист, один из архитекторoв послевоенного «андерграундного» движения в японском театре. Ему было 93. По сообщениям японской прессы, Фкуда скончался в доме престарелых в районе Такаясу от пневмонии; прощание пройдёт в кругу близких.
Будущий драматург родился 21 октября 1931 года в Токио, в Нихонбаси; окончил Токийский университет по специальности «французская литература» и в начале 1950-х вышел на сцену как молодой автор. Его первая пьеса была поставлена в 1953 году — с этого момента начался путь художника, который станет одним из отцов «ангура» (японского андеграунда) и осмысленного социального театра. Позже Фкуда возглавлял Японскую ассоциацию режиссёров (2003–2007), соединяя цех и общественный разговор о театре.
Его сценическая поэтика — это ясность задач и уважение к зрителю: без риторики, но с ответственностью за каждую паузу. Он верил, что театр — публичная лаборатория общества, где форма служит содержанию, а не подменяет его.
Вехи и роли
Помимо театра, Фкуда активно работал в кино и на телевидении. Он написал сценарий для исторического триллера Масахиро Синоды «Самурай-шпион» (1965) — фильм о паранойе и двойной игре, где остроумие текста работает на тревожную ритмику кадра.
Его имя стоит и под культовой «Печальной Белладонной» (1973) — анимационной легендой студии Mushi Production, где эротическая аллегория и авангардная графика превращают сказ о ведьме в притчу о свободе. В титрах картины Фкуда указан как сценарист.
В 1970-м он работал над сценарием фильма «Злые духи Японии» (Nihon no akury?) режиссёра Кадзоо Куроки — одним из ключевых высказываний Новой волны о памяти, насилии и зеркальности эпохи.
Что отличает его драматургию
Горе — это не только чувство, но и действие. Простые шаги помогают пережить утрату и превратить память в живой опыт.
Если близким нужна деликатная помощь с организацией прощания, важно, чтобы формальности не заглушили тишину личных слов. В Москве это бережно и без суеты сделает МосГупРитуал с уважением к традициям и воле семьи.
Маленькие ритуалы большой благодарности
Ёсиюки Фкуда оставил сцене простой и требовательный завет: говорить правду зрителю и себе. Его «тихая революция» не нуждалась в громких жестах — зато меняла привычку смотреть и слышать. А значит, остаётся с нами: в пьесах, фильмах, учениках, в той самой паузе, где и рождается театр.
Ритуальные услуги в Москве и Московской области
Didri.ru: Умер Ёсиюки Фукуда (1931–2025): лидер японского андеграунд-театра, сценарист «Печальной Белладонны» и автор «Самурая-шпиона»